....Подготовленный федеральный бюджет даже при наличии строгих регламентов исполнения не является окончательным. Даже если не будет производится выплаты чрезвычайного, незапланированного характера, существует опасность технической неплатежеспособности субъектов, пополняющих доходные статьи бюджета. В добавлении к вышеперечисленному, доходная часть федерального бюджета РФ во многом зависит от мировой цены на нефть. А сегодняшняя геополитическая ситуация складывается таким образом, что делать долгосрочные прогнозы о развитии рынка нефти не представляет реальности.
....Для того, чтобы преодолеть влияние этих негативных факторов, правительству необходимо составлять многовариантное планирование движения финансовых потоков иметь значительные резервы высоколиквидных средств. Однако, это не представляется возможным, так как у государства нет свободных финансовых ресурсов. Более того, денежное резервирование экономически неэффективно, т.к. это снижает показатели оборачиваемости активов, а в условиях инфляции ведет к потере из-за их обесценивания.
Из сложившейся ситуации видны два очевидных выхода: либо секвестирование бюджета (сокращения его расходной части), либо увеличение бюджетных доходов, прежде всего через рост налоговых сборов, а значит повышение налоговых ставок. Однако, оба этих метода дадут кратковременный эффект, а в дальнейшем приведут к дестабилизации национальной экономики.
....Рост налоговых ставок трансформируется в сокращение мелкого и среднего бизнеса, а значит и снижение объемов налоговых поступлений. В свою очередь секвестирование бюджета—это уменьшение трансфертных выплат населению, инвестиционных вливаний в государственные секторы экономики и пр. Все это будет способствовать снижению совокупного спроса и усилению кризисных моментов в экономическом развитии.
Если экономическая рентабельность превышает процентную ставку по кредитам и соотношение собственных и заемных средств находится в допустимых пределах, то привлечение займов позволит избежать нехватки оборотных капиталов и даже существенно увеличить прибыльность собственных финансовых ресурсов.
Однако, привлекая заемные средства, важно найти золотую середину, поскольку слишком большой их объем уменьшит финансовую устойчивость экономики, а слишком малый не позволит в полной мере использовать эффект финансового рычага.
....Существует два наиболее реальных варианта привлечения кредитной массы: внешние и внутренние займы. Оценим ситуацию с осуществлением внешнего займа. Россия уже не раз прибегала к этому способу, пытаясь стабилизировать экономическое развитие. Многие страны использовали займы на мировом рынке (например долг США составляет более четырех трлн. долларов). Однако, для России такой сценарий пополнения государственного бюджета грозит следующими осложнениями: во-первых, это политически очень непопулярный шаг, который подорвет доверие к власти у населения и экономических структур. Кроме того, все помнят недавние ситуации с ВВФ. Когда мировое сообщество предоставляло России кредиты за обещание выполнить ряд политических и социальных требований, не очень выгодных нашей стране. В-третьих, размер внешних займов и прощенных платежей составляет значительную долю ВВП России, что разительно отличает структуру внешнего долга нашего государства и других, более развитых стран.
....А так как все эти финансовые средства в будущем должны будут выплачены иностранным держателям (т.е. не будут инвестироваться в национальную экономику), то указанные факторы делают перспективу внешнего займа малоэффективной.
....Что касается займов внутреннего характера, то это наиболее «выгодный способ оттягивания» из обращения расходуемых доходов и высвобождения денежных ресурсов.
....Для населения и организаций вложение средств в государственные ценные бумаги является одним из самых надежных гарантов получения стабильной прибыли. Кроме того, более 80% облигаций гос. займа размещены внутри страны—в руках граждан и организаций, банков, страховых и правительственных ведомств, а это значит, что погашение долговых обязательств не вызовет утечки финансовых потоков из страны.
....Резюмируя, следует отметить, что федеральный бюджет—это прежде всего инструмент достижения и поддержания макроэкономической стабильности. В свою очередь бюджетный дефицит и восполнение его путем займов—несоизмеримо меньше зло, чем несбалансированность или неисполнение основного финансового документа страны. Поэтому, если экономические условия сложится не очень благоприятным образом, правительство должно будет прибегнуть к политике займов для того, чтобы не подорвать экономический баланс.
Подготовила преподаватель Воронова Е.М.